Турист Маргарита Варламова (m_varlamova)
Маргарита Варламова
была 21 мая 2019 16:41

Жили-были… или как начать рассказ?

6 6

Отдохнули? Не пора ли нам приняться за создание «Путеводителя по Новогодним каникулам-2»?

Моя семья встретила Новый год среди удивительно заснеженных елей и пышных сугробов, и мысль о том, что в каких-то двадцати километрах пузырятся и хлюпают под ногами политые реагентом московские тротуары, казалась абсурдной.

Вот они, подмосковные елки под снегом.

Жили-были… или как начать рассказ?

Я впрочем, не о елках хотела с вами побеседовать в этом первом посте-2012, а о том, как лучше начинать свой рассказ, чтобы читателю было интересно.

Значение зачина, первой фразы (или нескольких фраз) литературного произведения переоценить нельзя. У автора есть три инструмента, три сильных места в рассказе, которые он должен использовать на полную катушку – или он проиграл. Название, начало и конец. Три ярких флажка. И если последний флажок он втыкает в снег в конце повествования, и доберется ли с ним читатель по дороге рассказа до этого последнего флажка, зависит от многих факторов, то первые два служат для привлечения внимания читателя. Неактивно махнули мы, авторы, или не того цвета флажок взяли – и ушли по дороге повествования в одиночку, без читателя.  

Для сетевого контента начало особенно важно, поскольку, прочитав первые несколько строчек, читатель принимает решение, открывать ли  рассказ/пост.

Давайте попробуем применить традиционную классификацию зачинов к повествованиям о путешествиях, чтобы быть поближе к теме нашего ресурса.

Итак:

  1. Экспозиционный зачин. Так традиционно начинались произведения устного народного творчества, былины и сказки («В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жили-были царь с царицей»). Это неспешное, но властное приглашение читателя в рассказ. Писатели-романисты также широко пользуются этим приемом, например «Мастер и Маргарита» имеет именно экспозиционный зачин (думаю, можно не цитировать). Дайте панораму того, что будет происходить в повествовании. Обозначьте в первой же фразе главную мысль. Например, традиционный экспозиционный зачин имеет рассказ «Новый год в кругу мексиканских друзей». Возможна стилизация под сказочное повествование. Например, стилизованный сказочный зачин имеет рассказ «Путешествие в страну белоснежной мечты».
  2. Описание пейзажа – универсальное начало для рассказа о путешествии. Опишите в нескольких словах самую яркую пейзажную деталь.
  3. Портрет – не столь обычный для путешественников, но все же очень яркий зачин. Он вводит читателя в повествование и создает динамику. Это может быть портрет проводника, портье или одного из путешественников. Стоит попробовать!
  4. Сентенция или цитата. Мудрая мысль – хорошее начало. Например, аннотация к рассказу «Новогодний Силья-круиз» (сам рассказ автор решил начать по-другому).
  5. Описание действия сразу погружает читателя в рассказ. Читатель гарантирован от скуки. Трудность с том, что рассказ, начатый с описания действия, простраивать сложнее, поскольку обстановка и действующие лица читателю еще неизвестны. Примером из Путеводителя может быть (отдаленно) начало рассказа про Мальдивы. Однако этому началу не хватает энергии.
  6. Эмоциональная фраза. Может быть сведена к одному междометию. Очень яркое начало. Требует дальнейшей расшифровки того, что вызвало столь яркую эмоцию.
  7. Вопрос. Отличное начало у рассказа про Елабугу.
  8. Диалог, монолог или прямая речь. Читатель сразу слышит голос действующих лиц рассказа, и это полностью вовлекает его в повествование. Например, начало рассказа про угандийку за Полярным кругом.

И, резюмируя, хочу заметить – уделите внимание самому началу рассказа, и все повествование заиграет яркими красками.

Всех с Рождеством!

0 – карма
Комментарии